Я молодец,
я нашел ошибку

Написать сообщение в Службу Поддержки

   

   

Выберите одно или несколько шоссе или направлений

Сохранить

наверх

ТРАДИЦИОННЫЕ НАРЯДЫ РУССКИХ ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ

 

Существование настолько удивительно и прекрасно, что художники непрестанно рисуют невероятные картины потрясающего их Мира: кого-то ослепляет луч света на оконной раме, кто-то растворился в безднах космоса, композиторы бесконечно сочиняют тихие лирические песни, игривые пьесы и сумасшедшие симфонии, ученые давно говорят о том, что просто-напросто не увидеть, не услышать и не почувствовать, но "Оно" так же реально, как укус комара летом, желтоперые цыплята на зеленой лужайке, пескари на мелководье, детская улыбка... Оно непредсказуемо, и нет Ему границ, об этом невозможно закончить восторженно говорить, однажды начав!

В этом разноголосье свой особый язык - стиль работы и украшений домов - в Мезени у Полярного круга. Здесь он прост. Размеры домов - огромные бревна в них не теряются в необозримых северных просторах и не загромождают пространство. Природная структура материалов, волокна, вкрапления, окраска, меняющаяся в течение дня, года, жизни, и накладная резьба причелин да филенчатые ставни с обязательным присутствием на доме "куриц", "водостоков" и "коней" на охлупнях или оленей с ветвистыми рогами - самое распространенное одеяние здешних построек. Редко, но все же можно тут неожиданно увидеть расписной тесаный фронтон с заморскими зверями, совсем, казалось бы, неуместными здесь львами, павлинами и птицами, очень походящими на птиц с фресок египетских пирамид. Можно встретить незатейливую цветную геометрическую роспись подшивных карнизов. Обшитых тесом или вагонкой домов почти нет из-за огромных размеров домов. Ведь для их обшивки требуется много материала. Поэтому для тепла и долговечности здесь старались заготавливать на сруб бревна большого диаметра и располагали постройки так, чтоб прикрывать ближайшие от ветра. Порядка в планировке, как такового, в этих деревнях нет. Похожие дома и поселения по всему Беломорью - от Поноя до Онеги и Пустозерска.

Поменьше по размерам и количеству хозяйственных построек, покучнее в ряду и уже шитые тесом или вагонкой - в деревнях и на окраинах городов у поморов в устье Северной Двины. Отсюда близко до столицы Севера - Архангельска - средоточия культурных связей с центром России и многих заморских государств. На домах в этих местах давно прорезные железные дымники, некоторые крыши покрыты кровельным железом, на фасадах красуются водосточные трубы с ажурными водосточными воронками, у козырьков крылец встречаются кованые детали. На соседней Пинеге, что немного южнее Мезени, порядок домов стройный. Здесь много лесов, поэтому местные жители не так страшатся северных ветров. Фасады чаще украшены балахонами (балконами), имеющими в основном декоративное значение, поэтому без дверей со светелок (верхних комнат). На фронтонах, называемых тут скосками, нередки ветреницы (кисти, киси) - резные доски, часто заканчивающиеся солнцем (в знак поклонения свету дня и мудрости), они свисают от охлупня, а закреплены на стыке причелин. Больше появляется полотенец - резных досок, свешенных с торцов последних продольных бревен стен - консолей (это знак поклонения чистоте рук и помыслов). Дома на Пинеге, хоть и бывают внушительных размеров, но в основном все же поменьше мезенских, подклети (цоколь) ниже. В последнее время стали появляться обшитые тесом и вагонкой. Такие дома стоят почти в два раза дольше: за счет каркаса стены под обшивкой проветриваются, бревнам в срубе ничего не делается.

Поднимаясь по реке Онеге с севера от Белого моря на юг, можно наблюдать, как по мере приближения к центральным районам страны, с переменой ландшафта и растительности украшения на домах местного населения и других постройках становятся живописней, как бы расцветают, пышнеют, разнообразятся. Появляется заметно больше резьбы на всех элементах дома, в том числе на "водостоках", "курицах" и "огнивах" (концы балок перекрытия, выпущенные наружу, под карниз). Наверху вместо традиционного конька можно увидеть, к примеру, зайца, простую волнистую гриву, и резьба здесь совмещается. В Каргополье удачно сочетаются пропильная и накладная, или ажурная, резьба, на ставнях - цветы и веточки с ягодами, выполненные в глухой (плоскорельефной) резьбе. Для Каргополья, Подвинья (на этой широте) характерны дома "о двух жирах" (двухэтажные) и планировка типа "глаголь", похожая по форме на букву "Г".

Жители с реки Кокшеньги на границе Архангельской и Вологодской областей украшали свои дома еще и "кутошками" или "лебедушками" - резными фигурками птиц поверх "стамиков" - крепежных элементов охлупней на коньках крыш, сделанных без гвоздей. "Стамики" называли еще "солдатиками", а знакомые всем "курицы" именуют и до сих пор не иначе, как куричинами. На фронтонах под карнизом помещали резные подзорные доски или подзоры, чаще выделанные в манере простой пропильной резьбы. На них узор, как бахрома, расположен у нижнего края доски. Здесь основа у всего - "чтоб баско было".

У известных в прошлом корабелов с реки Сити на Ярославщине, продававших на ярмарках в Питере по весне свои суда, дома и вовсе отличаются от прочих пышными украшениями. Здесь давно отошли в прошлое самцовые крыши с бревенчатыми фронтонами. Последние обшивают досками по брусчатым каркасам, как, впрочем, и все стены вместе с цоколем и углами. Из-за изменения конструкции крыши появились дополнительные украшения вокруг светличных окон и на мезонинах. Больше по площади становится резьба подзоров, вместе с наличниками на фасаде доминирует красная, или лобовая, доска (фриз, тяга - у нее много названий), появляются широкие резные пояса от низа окон до цокольной части. Углы превращаются в стильные барочные пилястры с накладными узорами и капителями. Резьба здесь в основном ажурная, пропильная, совмещенная с накладной. Глухая плоскорельефная резьба без сквозных отверстий (ее называют корабельной, так как она использовалась при украшении судов) из-за своей трудоемкости постепенно исчезла. Глухая резьба без окраски чаще украшает фасады костромских домов. На них орнаменты с изображением растений и животных идут вокруг всего дома по карнизам. Балахоны, или балконы, в этих местах встречаются уже крайне редко. Вместо полотенец на консолях - розетки, в карнизе и на фронтоне - "слухи", фигурные маленькие незастекленные окошечки. По краям лобовой доски скалятся стильные львы, и возлежат русалки-берегини.

Здесь ощущается определенное влияние древних строительных традиций и домовой резьбы Нижнего Новгорода и Городца: похожи пропорции фасадов, планировка домов. Разница резьбы тут и там - в красках. В Нижнем Новгороде не скупились на яркие разноцветные масляные краски. Зелень там откровенно зеленая, цветы большие - белые или красные, стены старинных домов синие или покрашены охрой, и белые оконные рамы. Деревянный этаж на волжских домах поставлен на каменном полуподвале, поэтому дома смотрятся симпатичными кубышками.

В Карельском Обонежье множество лесов, живописна природа, леса полны зверья и боровой дичи, много полезных ископаемых. Край примыкает к исконно русским землям когда-то крепкой Новгородской республики, здесь издавна ощущается влияние и близость Петербурга. М.В. Ломоносов в свое время связывал многие открытия и великую помощь в процветании России с богатством этих земель. По-видимому, благодаря этим положительным моментам народная архитектура сих мест вобрала в себя все лучшее, что было накоплено веками на Руси. Здесь можно встретить почти все виды крылец и украшений. Один лишь дом Ошевнева на Кижах чего стоит! Ему более 140 лет, но он в прекрасном состоянии. Украшен разнообразнейшей резьбой: накладной, ажурной, глухой и объемной. Лобанки (или очелье) - верхние части наличников окон - украшены причудливыми узорами в стиле барокко. На колоннах балкона вырезан толстый жгут, с ними прекрасно гармонируют точеные бутылочки балясин, прорезной подзор подвески, большая и малые арки балкона. Огромный дом опоясывает гульбище - характерная деталь построек в этих местах. И ничего во всем этом нет лишнего, все соразмерно и академически выверено!

Не случайно представленный (на рисунке) вологодский дом вполне можно назвать высокохудожественным образцом, выполненным в традициях русского классицизма. Формы этого дома уже близко напоминают богатые усадебные дома средней полосы России и Подмосковья. Карниз фронтона его двухэтажного ризалита украшен плашками. Вытянутые оконные проемы первого этажа имеют полуциркульные завершения и утоплены в толще стены, как это делалось в свое время в каменном зодчестве. Треугольные карнизы над окнами смотрятся очень гармонично.

Крестовый в плане дом, как усадьба крепкого помещика, основательно стоит на земле, отчего появляется ощущение, что вот-вот в центральной его части, в простенках между окон появятся типичные круглые белые колонны, а за спиной вырастет широкая липовая аллея... Здесь можно было бы продолжить рассказ о разнообразии убранства городских особняков в Вологде, упиться повествованием о "подвенечном" наряде жилых, бывших доходных многоквартирных домов в Томске и вспомнить неброскую красоту скромных сибирских домов в Забайкалье. Но думается, что для этого у нас такая возможность непременно еще представится.

В итоге можно сказать, что таковы вкратце характерные особенности традиционного оформления русских деревянных домов, имеющих много общего и в то же время наделенных зодчими заметными отличиями, отражающими характер народа, его благосостояние и, конечно, местные природные условия.

Зная опыт дедов и прадедов, любой домохозяин и сегодня может выбрать милые сердцу украшения и соответствующие элементы декора. Стоит иметь в виду лишь, что наши учителя-предки внутреннее пространство дома всегда стремились избавить от излишеств, а внешний вид его старались согласовать с окружающей средой, чтобы постройка стала ее составной частью, не забывая при этом проявить свою индивидуальность, сложить свою благодарственную молитву Существованию.

Текст А. Соболев
Фото автора

Журнал «Деревянные Дома», #6

 

 

Похожие статьи:

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Вход на сайт


Я не помню пароль!

Войти через


Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь